ABA Uzbekistan на форуме «Китай (Шанло) – Узбекистан: углубление торгово-экономического и институционального сотрудничества»
16.07.2025

ABA Uzbekistan на форуме «Китай (Шанло) - Узбекистан: углубление торгово-экономического и институционального сотрудничества»
11 июля 2025 года в Hilton Tashkent City прошел инвестиционный форум «Китай (город Шанло) - Узбекистан: углубление торгово-экономического и институционального сотрудничества». На форуме выступил с речью Шухрат Юсупов, председатель Ассоциации автомобильного бизнеса Узбекистана, в которой рассказал о значительных преобразованиях в автомобильном секторе страны и пригласил китайские компании к углублению сотрудничества, особенно в сфере производства автокомпонентов.
Обновленный и растущий автомобильный ландшафт
Шухрат Юсупов представил Ассоциацию автомобильного бизнеса Узбекистана (ABA Uzbekistan) - негосударственную некоммерческую организацию, объединяющую частные предприятия автомобильной промышленности Узбекистана, включая производителей, поставщиков комплектующих, дилеров и импортеров. Он подчеркнул, что благодаря реформам последних 7-8 лет в автомобильной промышленности страны появился частный сектор.
В настоящее время в отрасли действуют семь компаний с общей производственной мощностью более 500 000 автомобилей в год. В 2025 году отрасль ожидает, что объем продаж достигнет примерно полумиллиона единиц. Это соответствует недавним отчетам о быстром росте сектора, в котором в 2024 году было произведено более 424,8 тыс. автомобилей. Автомобильный сектор в настоящее время составляет значительную часть промышленного производства Узбекистана.
Ключевые игроки в автомобильной промышленности Узбекистана
Крупнейшим автопроизводителем в стране является UzAuto Motors, государственная компания, производящая автомобили на базе платформ General Motors (GM). Ранее это было совместное предприятие с Daewoo, а затем с GM, сейчас компания полностью принадлежит правительству Узбекистана.
Вторым по величине и первым автомобильным заводом в Узбекистане, построенным за счет частных инвестиций, является ADM Jizzakh. Этот, входящий в группу компаний ADM Global, завод осуществляет сборку автомобилей нескольких международных брендов. Основанный в 2021 году, завод имеет производственную мощность 100 000 автомобилей в год и производит автомобили таких китайских брендов, как Chery и Haval.
Рост популярности китайских брендов
Шухрат Юсупов отметил значительную и растущую популярность китайских автомобильных брендов в Узбекистане.
● BYD: китайский бренд, известный своими электрическими и гибридными автомобилями, был назван очень популярным. BYD создал совместное предприятие с UzAuto в Джизакской области для производства автомобилей на новых источниках энергии (NEV). Завод, начавший массовое производство в июне 2024 года, имеет начальную годовую мощность 50 000 автомобилей с планами расширения до 500 000[6].
● Chery: также отмеченный как популярный бренд, автомобили Chery собираются на заводе ADM Jizzakh. На узбекском рынке доступны такие модели, как внедорожники Tiggo и седаны Arrizo.
● Haval: этот бренд является еще одним популярным выбором среди узбекских потребителей. Как и Chery, автомобили Haval производятся на заводе ADM Jizzakh.
Призыв к углублению сотрудничества в производстве комплектующих
Центральным моментом выступления господина Юсупова стал призыв к укреплению партнерских отношений с китайскими фирмами в секторе автомобильных компонентов. Он утверждал, что основная стоимость автомобиля заключается в его компонентах, а не в конечной сборке. Хотя в Узбекистане насчитывается более 100 предприятий, производящих автозапчасти, некоторые ключевые технологии еще не локализованы[9].
Он особо выделил потребность в местном производстве высокотехнологичных компонентов безопасности, таких как подушки безопасности и рулевые системы. Господин Юсупов отметил, что ему было приятно услышать, что компоненты для BYD, включая именно эти детали, производятся в городе Шанло, Китай.
В заключение он выразил большую заинтересованность в сотрудничестве с китайскими компаниями для налаживания местного производства этих и других компонентов либо через совместные предприятия, либо через другие формы кооперации. Он указал на существующий кластер по производству автомобильных компонентов рядом с заводом ADM Jizzakh как на потенциальную площадку для таких будущих проектов.