Отчет о беседе с послом Исламской Республики Иран в Узбекистане господином Мохаммад Али Эскандари
23.07.2025

22 июля 2025 года состоялась беседа с г-ном Мохаммад Али Эскандари, послом Исламской Республики Иран в Узбекистане. Беседа состоялась по приглашению Председателя Ассоциации автомобильного бизнеса Узбекистана Юсупова Ш.Ф. Послом Ирана в посольстве Ирана.
Г-н Эскандари дал краткую информацию об автомобильной промышленности Ирана и выразил заинтересованность в развитии сотрудничества между нашими странами в отрасли автомобилестроения.
По мнению г-на посла, сотрудничество могло бы развиваться во взаимных поставках автомобильных комплектующих и материалов, технологической оснастки и оборудования, организации сборки бюджетных автомобилей с локализацией до 60-ти процентов на территории Узбекистана. При этом подчеркивалось то, что в отличии от западных партнеров, иранские компании готовы предоставлять техническую информацию и помощь в локализации без ограничений, создавать совместные разработки и способствовать подготовке кадров разработчиков.
Также было особенно отмечено то, что продукция иранского автопрома, как готовые автомобили, так и компоненты и материалы для сборки и послепродажного обслуживания значительно дешевле западных аналогов, при соответствии тем же стандартам качества. При этом логистика из Ирана значительно дешевле чем из Европы или Кореи (стоимость перевозки одного контейнера составляет 2 000 долларов).
Со стороны Юсупова Ш.Ф. было высказана готовность изучить более подробно возможности сотрудничества с иранскими компаниями в автомобильной отрасли.
Г-н Эскандари предложил организовать поездку делегации представителей автомобильной отрасли Узбекистана в Иран для более подробного ознакомления с иранскими компаниями и переговорам с иранскими коллегами.
Для организации возможной ознакомительной поездки делегации Узбекской Ассоциации Автомобильного бизнеса в Иран г-н посол назначил контактных лиц из сотрудников посольства, а также рекомендовал руководителя аналогичной УзАБА Ассоциации Ирана.
Наша Ассоциация рассматривает возможность организации ознакомительной поездки в Иран членов Ассоциации, заинтересованных в налаживании сотрудничества с соответствующими организациями и коммерческими структурами Ирана по поставкам компонентов, материалов и запасных частей, а также другим вопросам сотрудничества.
Обзор автомобильной промышленности Ирана.
Автомобильной промышленности Ирана - одна из важных отраслей экономики Ирана. Автомобильная промышленность является третьей наиболее активной, после нефтяной и газовой, промышленной отраслью в стране и составляет 10 % от ВВП Ирана В секторе автопрома непосредственно работает около 500 тыс. человек (примерно 2,3 % рабочей силы). Отрасль включает в себя моторостроение, производство комплектующих, (важнейшее шинная промышленность и автомобильная электроника), производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение).
Иран смог добиться полного цикла в производстве автомобилей. В стране есть собственные автозаводы, включая Iran Khodro Industrial (IKCO), Pars Khodro, SAIPA, Kerman Khodro, Bahman Autos и Kish Khodro и другие, всего 14 компаний. Иранские производители в настоящее время выпускают шесть различных типов транспортных средств, включая легковые автомобили, внедорожники, грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы и пикапы.
Активное развитие отрасль получила в 1970-х по программам индустриализации производств. Были созданы совместные предприятия с мировыми концернами. Больше всего «наследили» французы: Пежо, Рено, Ситроен. После введения санкций в 1979 г. компании ушли, а иранские автопроизводители стали выпускать продукцию под собственными брендами. За 40 лет изоляции промышленность перешла от копирования европейских технологий к полному циклу производства.
Максимальный объем производства был достигнут в 2011 году -1 648 505 единиц автомобилей всех типов. Однако, в следствии санкций и падения покупательной способности населения за прошлый год объем производства едва превысил 900 000 авто. Сейчас правительство ставит цель нарастить производство с 900 тыс. до 1,2 млн и выйти на 1 млн реализуемых автомобилей в год. Невостребованные на внутреннем рынке машины Иран экспортирует в страны Ближнего востока и СНГ.
Для примера оснащения иранских автомобилей можно рассмотреть машину Iran Khodro Industrial Group (IKCO) модельного ряда 2021 года компактный седан Tara. Он построен на платформе PSA PF1, которая в свое время использовалась в Peugeot 301 и Citroën C-Elysée испанской сборки.
Под капотом бензиновая «четвёрка» 1.6 (113 л.с., 144 Нм). Двигатель относится к семейству моторов PSA, которые зарекомендовали себя очень надежными. Иранские собирают из локализованных комплектующих, и их конструкция была усовершенствована при помощи системы автоматического регулирования фаз газораспределения CVVT.
Уже в базовой версии автомобиль оснащается антиблокировочной системой тормозов (ABS), электростеклоподъемниками, мультимедийной системой, круиз-контролем и системой контроля давления в шинах. В максимальной комплектации модель комплектуются шестиступенчатыми автоматами по лицензии Aisin, будут 4 эйрбэга, круиз-контроль с функцией ограничения скорости, камера заднего вида с парктроником, датчики света, дождя и самые базовые ассистенты вождения. Из удобств для комфорта бесключевой доступ, медиасистема, частичная электрификация передних сидений, кондиционер и подогрев для всех пассажиров. Габариты Тары 4519 x 1748 x 1466 мм при колесной базе 2652 мм.
Официальные дилеры Iran Khodro в России предлагают машины выпуска 2023 года по следующим ценам: с автоматической коробкой 1 590 000 р. с механикой - 1 460 000 р.
ТАРА
Вторая по величине автомобильная компания Ирана Saipa появилась на рынке еще в 1960-х, выпускала по лицензии малолитражные Citroën и Renault, позже - Kia Pride. На базе Kia Pride была сконструирована собственная иранская разработка под названием Saipa Tiba (на фарси - «газель»): 80-сильная модель собирается с 2009 года, и большая часть сошедших с конвейера машин так и остается в Иране.
САИПА Тиба
В настоящее время на иранском рынке появилось множество китайский автомобилей собранных в Иране, в том числе модели Chery.
Компания Modiran Vehicle Manufacturing, ранее собиравшая Daewoo Matiz, в настоящее время собирает модели Chery Arrizzo 5, 6, 7
Компания Fownix также собирает модели Chery Fownix Arrizo 6 Pro,8; - Fownix Tiggo 7 Pro, 8, Fownix Tiggo 8 Pro Hybrid e+ - crossover SUV; Fownix FX